Новости Все 2017 2016 2015 2014 2013 2012

22 марта

СДЕЛАТЬ ДИЗАЙН

Вот уже более 20 лет компания ХАТБЕР разрабатывает одни из лучших дизайнов на российском канцелярском рынке.

Ни для кого не секрет, что российские реалии этого бизнеса абсолютно не похожи на, например, европейские. В отличие от немногочисленных выверенных дизайн-коллекций зарубежных производителей, отечественные компании выдают на-гора огромный ассортимент продукции, стараясь максимально удовлетворить потребительские предпочтения. Ведь даже обычная записная книжка может быть модным аксессуаром! Правило «встречают по одежке» не только не устарело, а стало еще более актуальным. Особенности национального менталитета формируют конкуренцию операторов рынка именно в области дизайна продукции, различных материалов, отделок и новейших полиграфических технологий.

Чтобы понимать, как строится работа ХАТБЕРа по созданию дизайнов, мы задали несколько вопросов творческой команде. Супер-секретами никто делиться не стал, но занавес немного приоткрыли.

– Как началась работа в компании?

    Денис Гагарин, руководитель отдела дизайна:

– Работу в ХАТБЕРе начинал более 15 лет назад рядовым дизайнером. Тогда наша компания специализировалась только на бумажно-беловых изделиях. Было меньше видов продукции и исходного материала, приходилось много придумывать и воплощать. В процессе вырос до ведущего дизайнера и около 5 лет назад занял руководящую должность.   

– Каковы основные достижения за такой период работы?

– Самое главное – это профессиональный рост. Дизайнеру учиться надо всегда, держать руку на пульсе – следить за модой, стилем, за новыми технологиями в полиграфии.

– Как родилась коллекция iFresh, за которую вы получили«Золотую Скрепку»?

– Вообщем-то случайно. Помню, снимали с фотографом цветы и пришла мысль сделать макросъемку. Понравилось, стал развивать тему дальше, искать предметы, какие можно поснимать, да так, чтобы на выходе это смотрелось красиво. Дошли до фруктов. Оказалось – благодатная тема! Очень приятно, что коллекция была высоко отмечена и востребована среди наших покупателей.

– Коллектив – дело тонкое...Сложно ли руководить творческими людьми?

– Да, непросто! К каждому нужен подход. Стоит учитывать, кому какая тематика ближе – кто-то любит животных рисовать, у кого-то лучше получаются машины или природа; свой стиль, в котором он себя лучше проявляет. Зачастую дизайн продукта проходит несколько этапов утверждения, поэтому приходится по несколько раз его переделывать, в таких случаях дизайнеру нужна моя помощь. Немаловажную роль для творческого человека играет вдохновение. Бывает, не получается, и все тут! Тогда начинаешь работать над дизайном совместно, объясняешь на словах, делаешь какие-то наброски и варианты.

– А сейчас Вы сами создаете дизайны?

– Иногда. Физически не хватает времени на творчество, большую часть занимает административная работа. Процесс согласования дизайнов требует времени. Следить за производственными изменениями, новыми техническими требованиями – все это надо изучить самому, а потом донести до сотрудников. А у нас в отделе 14 человек – каждому нужно уделить внимание. Помимо этого, работаю с внештатными дизайнерами, фотографами – все проходят через меня.

– Что сейчас в тренде? И что всегда – классика жанра?

– Классика – это кошки, собаки, природа, цветы, машины. Меняется только стилистика – как преподнести. Например, если лет 10 назад было достаточно на обложке разместить фотографию кошки и сверху написать «Тетрадь», то сегодня такой прием никто из покупателей не оценит. Тренды? Мы, дизайнеры, смотрим, что творится за границей. Черпаем идеи из интернета, наблюдаем, чем дышит современный человек. Большую роль играет вкус. Иногда смотришь на дизайн, восхищаешься, а изделия с ним не продаются, а бывает – наоборот.

За многие годы в ХАТБЕРе было разработано и реализовано несколько десятков тысяч творческих работ. Банк дизайнов компании – результат вдумчивой работы сотрудников отдела.

Бытует распространенное мнение, что дизайнеры – люди тонкие, вечно витающие в высоких материях, даже капризные... Не скажем про всех, но это точно не про ХАТБЕР! Дизайнеры компании – настоящие профессионалы, назубок знающие «матчасть». Теория цвета, эргономика восприятия, шрифтоведение, законы композиции, особенности полиграфического процесса, издательские программы – вот далеко не полный перечень навыков, необходимых в работе.

– С чего началась Ваша работа в компании?

    Дмитрий Кириченко-Лузин:

– С прошлого века)

– Как рождаются идеи?

– Ноосфера Земли безгранична; идеи, что называется, витают в воздухе – надо лишь их материализовать. А вот тут и зарыта собака – даже идентичную задумку разные люди воплотят неодинаково. И это здорово!

– В чем секрет успешного дизайна?

– Это коммерческая тайна :). Если серьезно, надо просто сделать классную вещь и выпустить ее в нужное время. Хотя в ХАТБЕРе есть и дизайны, «играющие» десятки лет.

– На обложках нескольких серий тетрадей использованы ваши стихи. Откуда приходит лирическое вдохновение?

– С детства люблю и умею русский язык. Обожаю малую форму; а поскольку пару лет как творчество обитателей Сети идет в этом тренде, почему бы и не написать что-нибудь этакое? Про жизнь...

– Раскажите что-нибудь яркое, значимое о работе в компании.

– В прошлом году в офис дозвонилась женщина с Дальнего Востока (и вдогонку написала электронное письмо). Разыскала меня по телефону и поблагодарила за серию тетрадей, что купила для сына-школьника. Искренне поблагодарила, от всей души. В такие моменты по-настоящему понимаешь, что твоя работа действительно нужна...

Насчет одинаковых задумок. Бывает и так: два разных дизайнера из разных компаний получили один и тот же исходник с фотостока. И, не мудрствуя лукаво, поместили его на аналогичную продукцию. В итоге – конфуз: на одной полке встречаются два изделия разных производителей, похожие, как близнецы-братья. Так что индивидуальность дизайнерского подхода просто необходима для создания уникальных изделий. Как, впрочем, и хороший материал для работы... Без качественных фотографий тут не обойтись! ХАТБЕР использует как собственные ресурсы, так и покупает материал у профессиональных фотографов; сотрудничает с музеями (например, с Третьяковской галереей, Эрмитажем) и фотобанками.

– Для чего Вы делаете аппликации и коллажи?

    Елена Зимина:

– Меня радуют неограниченные возможности работы с разными материалами. Раскрою небольшой секрет: уникальность дизайнов – в использовании материалов, выпускаемых ХАТБЕРом. Для фетра, цветной кальки, шелковой бумаги с блеском и многих других видов продукции для творчества нужно сделать упаковку, яркую и привлекательную, такую, чтоб помимо дизайна, покупатель увидел особенности материала. В процессе работы приходят удивительные идеи и конечный результат сильно отличается от начального проекта. Создавая аппликации, я еще и тестирую сам материал, ведь им будут пользоваться множество людей.

Что интересно, некоторые сотрудники из других подразделений также периодически проявляют свои творческие склонности, создавая всевозможные поделки, аппликации, мини-скульптуры из пластилина и так далее, снабжая отдел дизайна неповторимыми исходными материалами.

А также кадрами любительской съемки из путешествий...

– Что Вас вдохновляет на новые идеи?

     Хельга Владимирова:

– Работа художником-дизайнером cама по себе вдохновляет. Особенно интересно воплощать идею с «нуля». Используя свои личные наработки: рисунки, поделки, фотографии; плюс возможность придумать проект и работать над ним целой командой.

– Что в работе больше всего приносит радость?

– Я просто делаю то, что люблю, чем живу. И если это нравится кому-то еще, я счастлива!

Так-так, творческая «кухня». Заглядываем... Дизайнер подбирает реквизит, обращаясь к родным и знакомым, к сотрудникам офиса, что-то покупает. Скурпулезно выкладывает композицию, вместе с фотографом подбирает ракурс и освещение, держа в голове финальный результат; потом, естественно, в ход идут PhotoShop и другие издательские программы, и вот он – результат профессинальной работы, полностью готовый к верстке на спуск. А файлы для вывода на CtP из отдела дизайна выходят десятками в день...

– Когда Вы понимаете, что дизайн удался?

    Райн Линк:

– Всегда примеряю на себя. Купил бы я себе такую тетрадь, не стыдно было бы подарить друзьям и родным такую продукцию.

– С чем нравится работать?

– Молодежная тематика для старшеклассников и студентов – это мое, это мне близко. Я слежу за современными тенденциями в мире графического дизайна, одежды и электронной музыки, используя это в жизни и своих работах. Правда, некоторые дизайны получаются слишком креативными и какое-то время лежат «в заначке».

Так какие преграды встречает новый дизайн на пути от идеи до полки в магазине? Например, создается современный дизайн, вызывающий эмоции и привлекающий своей новизной, но тут срабатывает субъективное отношение закупщиков и продавцов, другими словами – «вкусовщина» на местах... Ведь многие предпочитают то, с чем уже хорошо знакомы. Что-то нестандартное очень трудно «протолкнуть». К тому же до российских регионов мода доходит, как правило, только через пару лет.

– На Ваш взгляд, что самое главное в дизайне?

    Ольга Татарникова:

– Идея! Интересная, нестандартная идея, когда получается что-то «вкусное» и невероятно красивое, чтобы это зацепило человека, чтобы ему захотелось взять изделие в руки, разглядеть, улыбнуться… и оставить себе! Забрать, купить, подарить...

– Что помогает Вам в работе?

– Наш дружный коллектив! Хорошо, если родилась идея, еще лучше, если эта идея превращается в красивый дизайн сразу, но иногда очень нужна «помощь зала», когда чья-то небольшая подсказка, как изюминка, завершает начатую работу, превращая ее в законченное, достойное произведение дизайнерского искусства.

– Расскажите, пожалуйста, о тонкостях создания дизайнов для пазлов и игр.

    Михаил Герасимов:

– Прежде чем делать дизайн для пазла или настольной игры, надо понять целевую аудиторию. После этого начинается подбор материала: иллюстраций, если тематика для малышей, или фото для более старшей категории. Процесс небыстрый – придумывается сюжет, иногда даже готовится мини-сценарий, ведь картинка должна быть не только привлекательной, но и интересной. Не всегда имеющийся материал соответствует поставленной задаче, поэтому приходится что-то изобретать и дорисовывать. Также важно правильно оформить коробку, ведь она является визитной карточкой продукции на полке магазина в первую очередь.

Здесь надо дополнить, что в этом сегменте ХАТБЕР периодически привлекает к работе сторонних художников-мультипликаторов, имеющих многолетний опыт.

– Что дает Вам работа в ХАТБЕРе?

    Татьяна Ледкова:

– Cамореализацию, воплощение идей в реальность и возможность дарить людям прекрасное.

– Как происходит процесс создания дизайна?

    Наталья Васильева:

– Дизайны создаются совершенно по-разному. Одни – очень легко, практически без усилий, над другими приходится долго и кропотливо трудиться. Но главное – это чувство радости, когда получается результат, который нравится.

– Чем Вас привлекает профессия дизайнера?

    Ольга Тимошенко:

– Безусловно, креативной составляющей: можно создавать определенное настроение своими дизайнами, рассмешить или заставить задуматься… и даже просвещать молодое поколение. Еще добавлю, что дизайн – это не только профессия, а и образ жизни. Нужно постоянно совершенствовать свои навыки и быть в тонусе: посещать выставки, читать книги и журналы по дизайну, искусству, в общем, совмещать приятное с полезным.

Мода и время – вот главные факторы, влияющие на дизайн. Если в прошлом столетии обложки тетрадей носили в основном воспитательно-патриотический характер, то сегодня это дань моде, современным тенденциям, вкусовым предпочтениям потребителя.

– Что такое дизайн именно для Вас?

    Роман Нечаев:

– С самого детства хотел заниматься дизайном, и вот уже более 20 лет это моя профессия. Работа дизайнера – это ведь не просто создание красивых картинок, это технологически сложный процесс: надо подготовить файлы так, чтобы при печати и послепечатной обработке продукции не возникло никаких сложностей. Кстати, разнообразие видов печати и отделки в производственном цикле компании дает мне возможность постоянно учиться.

– Как определить хорошую фотографию?

    Сергей Андреев, фотограф:

– Речь идет о снимке художественном, а не сугубо прикладном или узкоспециализированном? Фотография должна трогать, заинтересовывать, вызывать ответные эмоции. Заставлять задержать на себе взгляд, вызвать желание рассматривать. Если снимок не вызывает у зрителя отклика, то, как правило, его редко можно назвать хорошим. Применительно же к работе штатного фотографа результат съемки должен соответствовать общей концепции дизайна и удовлетворять непосредственно дизайнера (часто конечный продукт выглядит далеко не так, как исходная фотография).

Про совместную съемку с дизайнером мы уже написали, но это только малая часть работы фотографа. В частности, через фотостудию за долгие годы прошли практически все домашние питомцы сотрудников и их знакомых, а это и отличные снимки и отличное настроение всех участников процесса.

Помимо работы «в цеху» наши фотографы проводят выездные фотосессии. Стоит отметить восхитительную поездку в долину Луары, результатом которой стала великолепная коллекция кадров французских замков; цветочную феерию в королевском парке цветов Кёкенхоф в Нидерландах; фотосессию в Петербурге, где настроение города и его достопримечательности образуют единый организм... Эксклюзивный материал для прекрасных настенных календарей и другой продукции.

Каждое изделие из большого ассортимента компании ХАТБЕР начинает свой непростой путь в отделе дизайна, где работают такие интересные и ответственные люди, искренне любящие свое дело. Итог этого процесса – замечательная продукция, радующая многочисленных покупателей.

В заключение хочется поблагодарить всех сотрудников компании ХАТБЕР за помощь в подготовке статьи, а творческим работникам искренне пожелать дальнейших успехов!

вернуться к списку новостей

Дружите с нами!

Facebook VK
Рейтинг канцелярских компаний